Как использовать цвет для гармонии

Цвет в интерьере квартиры можно использовать как угодно. Вы либо чувствуете сочетание интуитивно, либо вам на это наплевать. Такой подход, носит субъективный характер, основанный на индивидуальных ассоциациях и предпочтениях. Сталкиваясь две частные точки зрения, никогда не достигнут единогласия. Бесконечные споры не родят истину, а приумножат бардак и хаос. Чтобы упорядочить систему, придуманы мнемонические правила гармонии, основанные на ассоциациях. Созданные в ранних теориях цвета, они доказаны в наши дни.

Цвет и гармония

В подборе сочетаний цветов нет канонических законов, но есть несколько проверенных опытом и временем способов (схем) и правил которым следует каждый отдельный способ.

Pervyy_sposob

  • Самый вольный и демократичный способ. Основывается на комбинации цветов равных по светлости и насыщенности. Красок может быть много. Площади присутствия любые.

Vtoroy_sposob

  • Контраст противоположностей. Используется основной и лежащий напротив дополнительный. Оптимальные пропорции: 90% фон, 10% акцент. Для слабонасыщенных красок соотношение 60% к 40%.

Tretiy_sposob

  • Монохромная схема. Используется один цвет по лучу круга. Можно применять различное количество оттенков, различных по светлоте. Достигается тональный контраст и неуловимость цветовых переходов. Присутствие подбирается дифференцированным способом. Меньшая площадь у светлого тона, далее к тёмному, присутствие увеличивается.

CHetvёrtyy_sposob

  • Классическая триада или правило равнобедренного треугольника. Берутся три цвета лежащие на одинаковом удалении друг от друга и одинаковые по светлоте. Один из них главный, два других сопровождающие. Метод позволяет добиться ярко выраженного контраста. Пример: жёлтый, красный, синий. Площади, 40% основной, по 30% каждый их сопровождающих. В зависимости от насыщенности одного из сопровождающих цветов, возможно изменение пропорции 30 на 30.

Pyatyy_sposob

  • Аналоговая триада. Выбирают три ближайших цвета в круге. Один главный, от него и пляшем. Любимый способ, позволяющий раскрыть глубину и суть композиции. Пропорции любые, но неравные.

SHestoy_sposob

  • Комплементарная схема. Похожа на сочетание противоположностей. Отличие в том, что берутся краски второй и последующих очередей.

Sedmoy_sposob

  • Правило основывается на сочетании классической триады, монохромного метода и схеме противоположных цветов. Самый насыщенный цвет выбирается акцентом. Другие по мере снижения яркости прибавляют в размерах.

Можно и дальше продолжать комбинировать, многократно складывать существующие схемы, а вновь образованные снова и снова преобразовать.

Пропорциональность площадей присутствия цветов в интерьере

Выдержанные пропорции присутствия цветов, непременный атрибут гармонии. Даже правильно подобранные сочетания, взятые в равных пропорциях, ничего не выражают. Без ощущения положительных чувств, нарушается гармония. Человек не может смотреть в никуда. Акцент, цветовое пятно, которое подсознательно ищет глаз, не должен подменять фон, его слишком много для концентрации.

Beloe_i_krasnoe

Похоже, что создатели этого шедевра ни о какой пропорциональности цветов даже не слышали. Непонятно, на что смотреть?

Термины и понятия используемые в теории цвета

  • Основные. При их смешивании образуются цвета второй очереди, объединение которых приводит к созданию красок третьей очереди и так далее.
  • Хроматические. Цветные краски.
  • Ахроматические. Белый, серый, чёрный. Краски лишённые окраски, но не светлости.
  • Положительные. Тёплые. Жёлто-красные.
  • Отрицательные. Холодные. Сине-фиолетовые.
  • Нейтральные. Он один, зелёный.

Свойства и условия применения:

  • Светлота. Показывает насколько цвет близок к белому.
  • Насыщенность. Степень отличия хроматического от ахроматического. Яркий представитель пурпурный.
  • Интенсивность. Обусловленна степенью отражать от поверхности свет. Представители: ярко-оранжевый, жёлто-лимонный.
  • Гармония. Согласованность красок в сочетаниях. Вызывает положительные чувства и эмоции.
  • Оптимальная пропорциональность площадей. Выдержанная площадь присутствия цвета непременный атрибут гармонии. Даже правильно подобранные краски, взятые в равных пропорциях, ничего не выражают, сбивают с толку человека смотрящего на них.
  • Фон. Его всегда больше. На нём размещаются акценты.
  • Акцент. Цвет которого меньше. Чем он ярче, тем меньше его должно быть по площади присутствия. Акцент в первую очередь фиксирует взгляд.
  • Цветовой круг. Вариант подсказки, созданный в семнадцатом веке (круг Гете) и модифицированный в наши дни (круг Освальда). Эффективное средство для нахождения оптимального варианта сочетания. Пурпурный замыкает фиолетовый и начинает красный, образуя цветовой круг, позволяющий создавать бесконечное количество оттенков из трёх основных цветов.

Цвет алгоритм выбора

Предлагаемый алгоритм не является обязательным для выполнения в каждом отдельном пункте он просто позволяет не запутаться в последовательности действий.

  • Выбирается общая концепция каждой отдельной комнаты. Праздничная, спокойная, официальная.
  • Под основную идею подбираются детали интерьера. Мебель, электронная аппаратура, зеркала, комнатные растения.
  • Учитывается освещенность помещения.
  • Выбирается основной цвет соответствующий первым трём пунктам.
  • Следующий пункт самый простой и одновременно самый сложный для выполнения. Нужно выбрать один из способов сочетания. Берётся одна схема и просматриваются все варианты, которая она позволяет создать. Если ничего не подошло, переходим к следующей и т. д.

Умение правильно подбирать и сочетать цвета, выдерживать пропорциональность площадей их присутствия, это лишь звено создания красивого и комфортного интерьера. Очень важное, но далеко не единственное. О других деталях составляющих интерьер, поговорим в следующих публикациях.