Ремонт редуктора болгарки своими руками

Сделать ремонт редуктора болгарки своими руками, в принципе, несложно. Остается одно большое, НО, будет ли прок от такого ремонта. Предлагаемые методы ремонта действительно восстанавливают работоспособность инструмента, но не устраняют причину возникновения неисправности т. е. через некоторое время случится та же поломка.

В отличие от других предлагаемых материалов, на тему ремонта редуктора болгарки, в этой статье вы найдёте не только описание ремонта, но и способы устранять возникновение аналогичной поломки в будущем, конечно, когда это возможно в принципе.

reduktor-bolgarki

Типичные поломки редуктора болгарки

В отличие от поломок электродвигателя причин поломок механической части электроинструмента, в частности, болгарки не так много. Их пять.

  1. Износ или полное разрушение подшипников.
  2. Отсутствие сцепления шестерен.
  3. Заклинивание редуктора.
  4. Недостаточное сцепление шестерен, проявляемое при нагрузке.
  5. Повышенный люфт вала из-за несоответствия диаметров посадочного места корпуса и подшипников.

korpus-reduktora-s-rotorom

Ремонт редуктора болгарки

Как уже говорилось, сам по себе ремонт редуктора болгарки при наличии подходящего инструмента, не так и сложен. В основном всё сводится к поиску нужных запчастей. Особенность качественного ремонта в том что нужно не только устранить неисправность, поменять деталь, но и найти и исправить причину её возникновения.

Как заменить подшипники

Про замену подшипников проще сказать, труднее сделать. Хорошо если есть подходящие съемники, тогда при выпрессовке подшипников не будет никаких проблем, но а если съёмников нет, тогда как всегда, выручит молоток и какие-то подходящие для этой операции инструменты, приспособления.

syomnik-podshipnikov

Если вы планируете заниматься ремонтом электроинструмента более-менее регулярно, пусть даже в силу необходимости, то стоит задуматься о покупке двух типов съёмников с вала и отверстия. Купить их можно в том же AliExpress, благо цена невелика 5 – 20$ за каждый. Там же можно купить и нужные подшипники, стоят они около 1,5$.

Причины заклинивания редуктора

Причиной заклинивания может стать разрушение одной из деталей механизма. При разрушении одной из деталей редуктора в процессе работы, дальнейший сценарий непредсказуем. Повезёт, если всё ограничится полным отсутствием сцепления. Редуктор может и клинануть, части разрушенной детали заклинят вращающий механизм и тогда последствия могут быть намного печальнее, вплоть до возникновения вопроса о целесообразности дальнейшего ремонта.

Проскальзывание шестерен

На описание и исправлении этой неисправности остановлюсь более подробно, потому что её устранение поможет избежать других поломок.

shesteryonka-s-zavalcovannymi-zubyami
Всегда есть искушение не покупать новые шестерни, а как то использовать старые, пусть несколько и поистертые, но ведь не сточенные же совсем. К сожалению, из этой затеи ничего путного не получится. Зря потратите силы и время. Однажды завальцованные кромки шестерён уже никак не восстановить, они в любом случае будут проскальзывать.

Если процесс износа зубьев (завальцования) зашел слишком далеко то болгарка при включении издаёт характерный свистящий звук. Шестеренки в это случае придётся менять, причём в паре. О том насколько износились зубья можно судить визуально. На одной из сторон зубьев обеих шестерён образуется характерный радиус плавно переходящий в фаску, образованную от проскальзывания сопрягаемой шестерни.

Почему возникает такая неисправность

  • На мой взгляд основная причина кроется в неточности конструкторских расчетов размеров редуктора, всё делается на коленке. Дальше, по нарастающей, отсутствие технологической дисциплины и как следствие брак или недолгий срок работоспособности инструмента.
  • Другая причина, несоответствие материалов. Если кто-то занимался ремонтом китайских изделий, тот понимает о чём речь.
  • Ослабление крепления крышки редуктора. Причина этой неисправности, скорее, небрежность пользователя, за электроинструментом надо следить, но очень может оказаться, что в одном из крепёжных соединений крышки к корпусу элементарно сорвана резьба.

Как устранить эту проблему

Конечно, шестерни в любом случае придётся менять, но обретенная после ремонта работоспособность инструмента будет недолгой. Нужно устранить причину возникновения неисправности.

kryshka-korpus-shesterni

Есть четыре способа ремонта болгарки страдающей недостаточным сцеплением ведущей и ведомых шестерён.

  1. Сточить около 1 мм поверхности металла корпуса редуктора, прилегающего к крышке или сточить половину этого расстояния на корпусе, а другую половину на крышке. Этот способ, только на первый взгляд кажется, самым простым из всех предложенных. На самом деле, без плоскошлифовального станка он вряд ли осуществим, на более-менее качественном уровне. Тем более, при стачивании корпуса уменьшится глубина глухих отверстий под крепящие винты, а это может сказаться на надлежащем прижиме крышки к корпусу редуктора.
  2. Сдвинуть с помощью подкладочной шайбы ведущую (маленькую) шестерню ближе к ведомой шестерне. В принципе, этот способ не хуже двух последующих, но здесь проблема в расчёте размера, на которое шестерня должна быть сдвинута. Недостаточное сближение ничего не даст, а слишком плотный контакт только ускорит процесс износа.
  3. Осадить ведомую шестерню на валу от подшипника крышки ближе к ведомой шестерне, примерно на 1 мм. Идея проста, более плотному прилеганию препятствует стопорное кольцо, которое, в свою очередь, держится в стопорной канавке, проточенной на валу. Поэтому нужно проточить новую канавку, чуть ниже родной, примерно на миллиметр, а под ведомую шестерню подложить шайбу, толщина которой равна расстоянию, на которое сдвинута стопорная канавка.
  4. Осадить по высоте сам вал, вместе с сидящей на нём ведомой шестерней. Для этого надо на валу проточить торцевую опорную площадку подшипника. При этом вал несколько сместится в сторону крышки (в моём случае на 1,3 мм). Вместе с ним сместится и ведомая шестерня.
val-vedomoj-shesterni-s-protochkoj
Проточка вала, наверное, самое простое и эффективное решение проблемы недостаточного сцепления шестерен, конечно, когда «под руками» есть токарный станок.

В случае необходимости можно срезать и торец, вала входящий в опорную втулку.

opornaya-vtulka
Вот что я имел в виду, когда писал о несоответствии материалов. Как видите, втулка сделана из порошка, но хуже то, что этот порошок не спечён должным образом и значит деталька в скором времени просто рассыпется.

В некоторых моделях болгарок вместо втулки устанавливают игольчатый подшипник, что, впрочем, не очень сказывается на ресурсе работы изделия в целом.

Что делать если диаметр посадочного места в корпусе больше наружного диаметра подшипника

В этом случае есть два способа ремонта: правильный и не очень.

Правильный ремонт

По возможности подобрать подходящий подшипник. Если не получится, то проточить внутренний диаметр посадочного места в корпусе под другой подшипник с большим наружным диаметром.

Если разница между диаметрами велика, то как вариант, можно попробовать выточить кольцо-втулку и вставить её в образовавшийся зазор.

Неправильный способ

В случае если разница диаметров невелика (не более 0,25 мм), то подшипник можно просто приклеить, воспользовавшись анаэробным клеем, предназначенным для фиксации пар вал-втулка Loctite 601 или Loctite 638.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MasterKvartira
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.